ВыходВход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ] Текущая дата: Вторник, 2018-10-23, 1:36 PM
Вы вошли как Гость
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Terra-mobile  
Форум » События в Петербурге, Москве и в Крыму. Интервью. Книги. » Живопись Константина Коровина в Севастополе » Живопись К. Коровина. (интервью с Л.Смирновой ( художественный музей, Севастополь))
Живопись К. Коровина.
Terra-mobileДата: Пятница, 2012-05-04, 5:37 PM | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 183
Репутация: 1
Статус: Offline
Дубицкая Оксана Иосифовна, главный редактор официального портала АИС(Санкт-Петербург)

-В свое время живопись К.А.Коровина, как, впрочем, и К.Ф.Юона, Н.А.Клодта хранилась в 7-ом Пролетарском музее им. А.В. Луначарского, что в 20-х годах был расформирован…

Смирнова Людмила Константиновна, зам. Директора по научной работе, художественный музей им. М.П. Крошицкого (Севастополь)

- Основу собрания Севастопольського художественного музея составляют национализированные произведения из известных коллекций Москвы и Ленинграда, переданные в 1924 году в Севастополь из ГМФ Главнаукой, в том числе и из коллекции И.С. Исаджанова, который собирал не только «Бубновый валет», но и другие течения в искусстве начала ХХ века.
Искусствовед А.Г.Ромм в 1919 году писал о полотне «На берегу Черного моря» К.Коровина как об одном из лучших в собрании Музея им. А.В.Луначарского. Исаджанов собирал произведения русских мастеров конца XIX – нач. XX вв., мечтал о создании музея современного искусства. На базе его коллекции после революции был создан 7-й Пролетарский музей им. А.В.Луначарского Баумановского района Москвы. А.Г.Ромм был директором этого музея (умер он в Бахчисарае), И.С.Исаджанов – хранителем.
В каталоге юбилейной коровинской выставки 2011 года, изданном ГРМ, «На берегу Черного моря» датирована восьмидесятыми годами.[/i]

- Девяностые? Нет?

- Возможно, но скорее девятисотые. Во-первых, стилистически не похожа на самые ранние работы. Следует учесть, что задействована коллекция Исаджанова, которую тот собирал в начале ХХ века. В ней уже - нет передвижнической манеры, а еще – нет декоративности «русского импрессионизма». «На берегу Черного моря» нельзя назвать просто левитановским «пейзажем настроения», здесь соединены состояние природы и переживания человека. Человек и природа не «диссонируют», не «конфликтуют». Живопись не фактурная, как в более позднем творчестве, а очень мягкая, все написано в полутонах. Это не этюд, а «пейзаж – картина». И поэтому очень не хочется датировать восьмидесятыми годами. Скорее всего, работа создана в девяностые, или в первую декаду двадцатого столетия…

И, не случайно, Третьяковская галерея просит у нас «На берегу Черного моря» для будущей выставки.

- Поедет?

- Наверное, поедет.

- Скажите, пожалуйста, в Русском музее картина экспонировалась?

- Нет.

- Коровин жил в Севастополе в 1916 году…

- Да, зимой 1915-1916 года он в течение нескольких месяцев «амбулаторно» лечился в севастопольском Романовском институте физических методов лечения (сейчас это здание Дворца пионеров). Жил рядом на площади Нахимова в гостинице «Кист». Из окна гостиницы Коровин писал севастопольскую бухту. В картине «Севастополь. Рыбачья бухта» изображена Базарная площадь и вид на нынешнюю Радиогорку.
- Считается, что это дар нашему музею Е.И.Корсаковой, но…

- Что же происходило на самом деле?

- А на самом деле Корсакова умерла в 1971 году. В Аргентине. Её приживалка подарила данную работу Советскому Союзу, при условии, что представители оного обеспечат ей достойное содержание до конца жизни. Музей получил полотно от Министерства Культуры СССР. Интересно, что на Южном берегу Крыма до революции 1917 года было имение Корсаковых, и из этого собрания тоже к нам в музей поступили работы. А вот «Рыбачья бухта», я считаю, вернулась из Аргентины домой.

- Как в кругосветку сходила…

- Да, покаталась…

Натюрморт «Астры и помидоры», написанный в 1919 году, в 1927 был передан в Севастополь из Симферополя из Центрального музея Тавриды (бывшее Офицерское собрание), куда в свою очередь поступил по Актам передачи Главнауки из Москвы для создания в Крыму музея. Через А.Полканова, через А.Коренева (директор Ялтинского художественного музея, а затем Севастопольской картинной галереи) работы передавались и для других крымских музеев. На натюрморте подпись «Островна», а не «Охотино», как это ранее считалось. Именно в этом имении Тверской губернии недалеко от озера Удомля около двадцати лет назад писал свою легендарную картину «Над вечным покоем» друг Коровина И.И.Левитан. Натюрморт получился ярким, звучным, радостным, как бы вопреки тому, что 1919 год был голодным, тяжелым для всей России и особенно для Коровина.

- Ну да. Из-за болезни сердца, утверждает А.П.Гусарова, он отказывается от преподавания в Училище. Остается в штате преподавателей без сохранения содержания. В 1923 он выехал с семьей за границу.

- Сам А.В.Луначарский советовал Коровину уехать для лечения семьи вместе с выставкой из России в Европу. Коровин считал, что он отправляется во временную эмиграцию, но выставка картин до Парижа не доехала, а художник оказался в Париже без денег…

Увы…
Еще один прекрасный этюд «Гурзуф», либо созданный по воспоминаниям, либо только подписанный в 1921 (?) году, хранится в нашем собрании. Этот этюд замечателен в живописном отношении, роскошно написан. В нем и декоративно, и эффектно передано самое главное – цвет, солнце крымское…. Но интересно вот что: в левом нижнем углу – незаписанный картон, который держит только подпись.

- Фокусы, трюки с незаписанным картоном у Серова были…

- Были. Так они же дружили. В «Рыбачьей бухте» (ныне - Артиллерийская) Коровин оставляет «куски», где холст играет, используется как выразительное средство. Но это осознанное использование другой фактуры для усиления впечатления. Артист! Коровин умел красиво и работать, и говорить. Он любил вызывать восхищение людей. Любил и умел нравиться окружающим. А.Н.Бенуа утверждал, что лучшего рассказчика не знал. «Два прекрасных рассказчика – Ф.Шаляпин и К.Коровин. Но Шаляпин повторялся - устраивал концертные номера, а Коровин импровизировал». И эта установка на отношения с публикой есть в его картинах. Он мог неделями добиваться эффекта вечернего света фонарей. Когда его ученик Б.В. Иогансон спрашивал, сколько времени он писал этюд с фонарями на Графской пристани: «Час, два?», Коровин отвечал: «Я две недели писал, не попадал в тон». А зрительно смотрелось – мгновение! И этот артистизм в манере письма есть! Эта доля пижонства! Так вот, «Гурзуф» был передан в 1926 году Главнаукой, а раньше хранился в Румянцевском музее, куда в свою очередь поступил из собрания А.В. Касьянова.

Маленький этюд 1902 года «Ялта. Морской берег» поступил в собрание в 30-е годы - Третьяковская галерея откликнулась на призыв дополнить крымские коллекции. Каким образом? Отдавали «хорошие» имена, но небольшиеработы. Тогда же музей получил этюды Ф.А.Васильева, А.А.Борисова, В.Е.Маковского, И.Е.Репина…. Чем интересна «Ялта»? Раньше «Ялта» находилась в знаменитом собрании И.А.Морозова. Ему в свое время Коровин давал уроки рисования. А еще есть картины, которые были переданы из Питера, через Русский музей.

- Скажите, пожалуйста, что именно?

- Эскиз театральных декораций к балету А.Симона «Дочь Гудулы» по роману В.Гюго, «Собор Парижской Богоматери», поставленном известнейшим балетмейстером А.Горским в Большом театре. Часто зрители ходили в императорский театр специально на Коровина, на художника. Он дружил с В.А. Теляковским, который заведовал императорскими театрами, писал ему и его сыну письма из Севастополя …
В Русском музее хранилось одно из лучших собраний Петрограда – Александра Коровина, так же национализированное после революции. Из этого известнейшего собрания было передано в севастопольский музей несколько работ: «Лунная ночь» И.Ф. Колесникова, «Апрельское солнце» Л.В.Туржанского, «Алупка» Б.Д. Григорьева ( все в постоянной экспозиции) … и эскизы декораций…
Ну, правильно, отдавать надо хорошее.


TM
 
Terra-mobileДата: Суббота, 2012-05-05, 2:52 PM | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 183
Репутация: 1
Статус: Offline
«На берегу Черного моря»
Прикрепления: 1656701.jpg(35.2 Kb)


TM
 
Terra-mobileДата: Суббота, 2012-05-05, 2:55 PM | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 183
Репутация: 1
Статус: Offline
«Рыбачья бухта»
Прикрепления: 5400405.jpg(187.6 Kb)


TM
 
Terra-mobileДата: Суббота, 2012-05-05, 2:59 PM | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 183
Репутация: 1
Статус: Offline
"Астры и помидоры"
Прикрепления: 4583905.jpg(59.2 Kb)


TM
 
Форум » События в Петербурге, Москве и в Крыму. Интервью. Книги. » Живопись Константина Коровина в Севастополе » Живопись К. Коровина. (интервью с Л.Смирновой ( художественный музей, Севастополь))
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: